Дивные люди. Часть 2

У бывшего в свои лучшие годы российским города Вильнюс интересный небесный покровитель: святой Христофор.

Западная христианская традиция (еретики-католики) примерно так рассказывают о его жизни. В поисках самого сильного владыки великан Репрев поступил на службу к царю, но увидел, что тот боится дьявола, тогда он обратился к дьяволу, но отметил, что последний трепещет при виде креста. Великан тогда отыскал отшельника и спросил, как он может служить Христу? Отшельник привёл Репрева к реке, где был опасный брод, и сообщил ему, что, будучи огромным и сильным, он может помогать людям переправляться через реку. Так однажды великана попросил перенести через реку маленький мальчик, посреди реки он стал настолько тяжёлым, что Репрев испугался, а мальчик сказал ему, что он – Христос, несущий все тяготы мира. Господь тогда в этой реке крестил Репрева, получившего имя Несущий Христа, или Христофор.

Опять же католики утверждают, что родом Репрев был из Ханаана, той самой западной части Плодородного полумесяца, где до пришествия иудеев проживало семь народов. Из Ветхого Завета мы знаем, что Господь повелел иудеям полностью истребить все эти народы. Не сразу, но всё же водимые уже не Моисеем, а Иисусом Навином они повиновались и исполнили заповеданное. На этом библейском эпизоде протестанты частенько претыкаются. «Бог ведь это любовь! Как может существовать такая жестокость?» - спрашивают они. Святитель Николай Сербский на то между прочим иронично замечает: «…Да и кто может оспаривать право огородника истреблять в своем огороде захирелые овощи и насаждать здоровые?»

В 1969 году Ватикан удалил из всеобщего католического календаря день памяти святого Христофора, но как бы там ни было этот святой там почитается и наравне с Георгием Победоносцем, великомученицами Варварой, Екатериной и Мариной входит в число так называемых 14 святых помощников. Изображают католики святого великаном, несущим на своих плечах через реку Христа.

Чтобы понять, что, собственно, не так со святым Христофором, нужно сразу идти в Архангельский собор Московского Кремля и своими глазами засвидетельствовать, что в русской иконописи было принято изображать святого с собачьей головой (псоглавым). Большинство старинных икон, где у святого собачья голова, было уничтожено или замазано. Но по-прежнему старинный образ можно найти в Успенском монастыре города Свияжска, в Спасском монастыре Ярославля, в Третьяковской галерее и многих других музеях.

Иконы св. Христофора с собачьей головой распоряжением Святейшего Синода от 1722 года были запрещены как «противные естеству, истории и самой истине». Правда, следует отметить, что Сенат тогда это решение не поддержал.

О наличии у святого собачьей головы есть и другие свидетельства. Вот что записал архидьякон Павел Алеппский, который во второй половине XVII века пребывал в Москве и участвовал в чине омовения мощей Благовещенского собора: «…Вот названия мощей тех святых, которые мы могли удержать в памяти: <…> глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень — наш ум был поражён изумлением: тут нет места сомнению!»

Одна из версий возникновения собачьей головы у святого гласит, будто бы человек был настолько красив, что ради избавления от излишков женского внимания просил Бога обезобразить свою внешность. Кто-то предлагает думать, что святой Христофор страдал редким заболеванием: гипертрихозом – один из типов генетической мутации, когда тело человека покрывается густыми волосами там, где не должно. Иные уверяют, что христианство впитало многое от язычников, наш конкретный пример – явное заимствование от верований Древнего Египта.

Собственно, можно принять любую из версий или придумать иную и собачьими головами свою человеческую не забивать. Но ради полноты картины всё же нужно сказать, что Христофор не единственный святой, которого так изображают, из жития коптского святого Меркурия Абу-Сефейна мы знаем, что ему служили двое святых Ахракас и Аугани, имевших собачьи головы. А вообще упоминания о псоглавом народе (кинокефалы) как о реально существовавшем встречаются в таком количестве, что их сложно игнорировать. Писал про них Блаженный Августин и Марко Поло. У античных писателей встречаем упоминания о кинокефалах у Геродота, Аристотеля и многих других. Рассказывают о собакоголовых людях древние индийские, китайские, египетские, персидские, греческие, славянские, армянские и даже зулусские источники. На средневековых картах Пьера Деселье (карта мира от 1550 года) и Генриха Майнцского, например, отмечены области, где проживают собакоголовые существа. Про то, что археологи тоже расшатывают привычную картину мира, уже писал.