Дивные люди. Часть 1

Недавно почивший лаврский старец архимандрит Наум (Байбородин) в своей книге «Кончина мира» не обошел вниманием одно странное пророчество. Оно кажется настолько несуразным, что, прочтя его, критично настроенные могут сразу и смело заявить: «ерунда какая-то» - тем самым перечеркнув в книге и всё остальное, сообщающее пускай местами и нерадостные, но вполне понятные и привычные вещи. Но если эту историю поглубже исследовать, обложившись авторитетными древними манускриптами и свидетельствами исторических лиц, в фальсификациях не замеченных, то всё оказывается ещё более странным.

Вышеуказанная книга посвящена, как несложно догадаться, последним временам, вот выдержка из пророчества нашего предка, великого святого, подвязавшегося в Константинополе в IX-X веке, того самого, в честь явления которому Богородицы был установлен праздник Покрова, св. Андрея Юродивого: «…А потом дела пойдут хуже, и ужаснее, и гибильнее: ведь в тот год отворит Господь Бог врата в Индалии, которые запер Александр Македонский и выпустит 72 царей со своими народами, так называемыми нечистыми народами, отвратительнее всякой мерзости и зловония, и рассеются по всей земле поднебесной, поедая живую людскую плоть, выпивая кровь, с наслаждением пожирая собак, мышей, лягушек и всякую мерзость мира. И горе всякой земле, по которой они пройдут. И потому в эти дни да не будет, Господи, христиан, если возможно! Но знаю, что будут…»

Упоминаются «нечистые» или «дивные» люди в так называемых «Александриях» - сказаниях о походах Александра Македонского. Скучный, лишённый широты мысли историк тут сразу выдаст диагноз: походы Македонского в литературе средних веков обрастали всякими фантастическими подробностями, чему тут удивляться!

Знаем об этом сюжете мы и из «Откровений Мефодия Патарского», появившихся в VIII веке и имевших значительное влияние на христианское общество. Достопочтенная Википедия сообщает, что эти откровения от псевдо-Мефодия, соответственно, чему тут верить? А вот прочитав докторскую диссертацию по теме этих откровений специалиста по древним рукописям, действительного члена Императорской Академии наук и Академии наук СССР Василия Михайловича Истрина, написанную ещё в царские времена, можно прийти к другому выводу.

В общем, история такова: Александр Македонский в период военных походов обнаружил «дивные» народы, среди которых были люди с собачьими головами, одноглазые, у которых был только один большой глаз на лбу, были там те, у которых всего одна нога, голова меж лопаток, а рот на груди (иллюстрацией к этой статье служит находящаяся в Российской национальной библиотеке русская гравюра второй половины XVIII века, посвященная как раз этой истории).

Хитростью смог победить Александр только часть этих народов. Желая избежать дальнейшего сражения, он смиренно обратился к Творцу с просьбой заключить «дивных» людей меж гор Каспия и Кавказа. Господь услышал молитвы и соединил горы, оставив небольшой проход, который Александр завалил камнями и соорудил такие ворота, чтобы никто ни выйти не мог, ни войти.  Заключены там были 22 царя со своими войсками, главные из них – Гог и Магог. В самом конце времен выйдут эти нечистые народы из своего заключения, и вся Земля подвергнется страшным бедствиям.

Вполне понятно, почему именно эти племена в определенное время ассоциировались с Гогом и Магогом, народом, который согласно Апокалипсису в антихристово время пойдёт войной на град Божий и будет в итоге повержен огнём с неба.

Однако прежде чем станет возможным поверить, что кто-то когда-то откуда-то выйдет, нас сначала нужно убедить в том, что эти кто-то вообще существовали. Конечно, тут нельзя не признаться, что мифология всех народов Земли не обошла вопрос стороной. Образ циклопа (одноглазый великан) мы найдём и у китайцев, и у японцев, в таджикской, эвенкийской, скандинавской, немецкой, славянской, тюркской, якутской и прочих мифологиях. Кентавры (бык или лошадь с человеческим торсом) встречается в Америке, Европе, Азии, Африке, найдём мы их и в исламской, и древнерусской литературе и в эпическом санскрите.

Везде по всей Земле встречаются очень схожие образы звероподобных людей. Может ли это быть исключительно плодом человеческого воображения, неким таким прямо странным совпадением?

Обязательно может! Так должен говорить здравый смысл во всех своих цифровых проявлениях, иначе надумается, чего не нужно. Но тут слово должны взять археологи, хронически замешанные в искажениях привычной человеку картины мира. То докажут они факт гигантского наводнения, совпадающего с временем библейского Потопа, то, раскапывая зиккурат, обнаружат Вавилонскую башню, то, тайком прокравшись на вершину Арарата, сфотографируют Ноев Ковчег, то подтвердят, что в Иудеи, действительно, правил Пилат, личность которого до того считалась полулегендарной, то наткнутся на доказательства, что у девы Марии, и правда, были основания идти в Вифлеем, где родился Христос, а, ведь в XIX веке сторонники версии, согласно которой Иисус Христос – вымышленный персонаж, опровергали библейскую историю другими историческими источниками.

Того мало! Доказали друзья археологи и существование «дивных» людей, о которых, как мы знаем, повествуют не только древние мифы и церковные предания, но и Ветхий Завет. Но даже и того мало! Обнаружили они и на века утерянную священную книгу, не просто описывающую причины произошедших в древности генных мутаций в человеческом роде, но ранее бывшую канонической частью Священного Писания, в непреложных истинах которого можем ли мы сомневаться!

Талантливый богослов, церковный писатель, библеист и вообще экстраординарный профессор (такого звания Лопухин Александр Павлович был удостоен указом Святейшего Синода от 19 января 1890 г.) в Толковой Библии, изданной под его редакцией, сообщает, что 2-ая строка 6-ой главы ветхозаветной Книги Бытия – «одно из труднейших для толкования мест из Библии».

Вот о чём там речь, вторая строка выделена жирным шрифтом: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.» (Быт. 6, 1-7)

Вот так скудно, всего лишь семью строками, описана полутора тысячелетняя история человеческой древности от убийства Авеля до Потопа. Сложность же толкования заключается в том, что существует не менее трёх версий того, кто такие «сыны Божии»? Вопрос, отметим, совсем не праздный. По сути, это ключик к пониманию двух поворотных моментов мировой истории: во-первых, без ответа на это вопрос мы не можем иметь полноценного понимания, за какие злодеяния человеческий род (кроме семейства Ноя) был полностью уничтожен и, во-вторых, не можем и иметь целостную картину предстоящих событий, поскольку Господь в Евангелии даёт конкретный ориентир: «…как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого…» (Мф. 24, 37)

Первой версии, согласно которой «сыны Божии» — это вельможи и древние князья, которые брали себе в жёны девиц из низших сословий, придерживаются некоторые иудейские раввины. Среди же христиан распространены две другие версии, отличающиеся друг от друга также разительно, как теория биологической эволюции Дарвина от православного учения о сотворении мира.

Думается, сильно против истины мы не погрешим, если скажем, что нижеследующая версия считается общепринятой в христианском учении. Сыны Божии – это потомки третьего сына Адама благочестивого Сифа, а дочери человеческие – потомки братоубийцы Каина.

Вот что по этому поводу пишет преподобный Ефрем Сирин: «Сынами Божиими называются сыны Сифовы. Они как чада праведного Сифа именуются «народом Божиим». Прекрасные на вид дочери человеческие, которых увидели сыны Божии, – дочери Каиновы». Святитель Иоанн Златоуст в 22-ой беседе на Книгу Бытия соглашается с этим мнением: «Писание имеет обычай и людей называть сынами Божиими. Так как они вели род свой от Сифа и от сына его, названного Еносом, то его дальнейшие потомки в божественном Писании названы сынами Божиими, потому что они до тех пор подражали добродетели предков; а сынами человеческими названы те, которые родились прежде Сифа, от Каина, и от него вели свой род».

Вполне логично, что толкователи довольствуются этими авторитетными цитатами и не предлагают другой версии. При этом мы знаем, что и святые ошибались, как ошибался в отношении того же Иоанна Златоуста отец и учитель Церкви, святитель Кирилл Александрийский. Когда тело Иоанна Златоуста в 417 году привезли в Константинополь, святитель негодующе писал: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда - не апостол?» Впоследствии святитель предубеждение чудным образом преодолел.  

Интересно отметить, что в изданном Санкт-Петербургской духовной академией в 1898 году Полном собрании творений всё того же святителя Иоанна Златоуста как раз к 22-й беседе на Книгу Бытия имеется сноска, согласно которой в некоторых древних списках Библии во второй строке той самой главы вместо «сыны Божии» стоит – «ангелы Божии».

Вот она и третья версия. Известный богослов иерей Даниил Сысоев в книге "Летопись начала" справедливо пишет: «Существует другое толкование этих стихов Священного Писания, принятое некоторыми отцами Церкви (свв. Иустин Философ, Ириней Лионский, Амвросий Медиоланский, а также Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан). Согласно нему, речь здесь идет о браке между ангелами и дочерями человеческими» - но далее добавляет, - «Конечно, это мнение нельзя признать верным, если подразумевать реальный физический союз между разными природами, ибо тогда оно противоречит прямым словам Христа, что ангелы не женятся (Мф. 22, 30)». 

С такими категоричными доводами, как кажется, можно не согласиться. Во-первых, Господь в Евангелии говорит об ангелах, а у нас речь (немножко забегая вперёд) об ангелах падших. А уж падшие ангелы наделали многое из того, чего ангелам совершать не подобает. Довод про союз между разными природами тоже спорен. Несмотря на то, что принято называть ангелов бесплотными духами, но из учения Православной церкви мы знаем, что эти существа ограничены и временем, и пространством, и имеют свой внешний вид (свт. Игнатий Брянчанинов). В свою очередь, из житий святых мы знаем огромное количество примеров, когда происходили физические контакты человека с миром ангельским, как бороли бесы святых и наоборот, само Евангелие повествует: «берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя…» Получается, всё это нужно отнести в разряд мифов? В общем, доводы спорные.

Авторитет Библии тут тоже своё дело делает: в Ветхом Завете еще неоднократно встречается выражение «сыны Божии», и во всех случаях речь идёт об ангелах.

Подробно «ангельская версия» описывается в Книги Еноха. Книга очень интересна своей судьбой. В первые века христианства она была общеизвестна, а потом впала в немилость, критиковали её как еретическую. После же она совсем исчезла, пока в XVIII веке не была обнаружена археологами в Эфиопии. Впоследствии найдены были ещё манускрипты их сравнили и теперь мы достоверно имеем исторический текст. В эфиопской православной церкви эта Книга является канонической (входит в состав Ветхого Завета) речь в ней как раз про тот период времени, про который практически ничего не говорится в Книге Бытия (от убийства Авеля до Потопа), отсюда кажется уместным предположение о том, что у писателя Книги Бытия не было нужды описывать те события, поскольку вся история уже была подробно изложена другим автором.

Вот что говорит Книга Еноха о падении ангелов: «И случилось, — после того как сыны человеческие умножились в те дни, y них родились красивые и прелестные дочери. И ангелы, сыны неба, увидели их, и возжелали их, и сказали друг другу: «давайте выберем себе жён в среде сынов человеческих и родим себе детей. И Семъйяза, начальник их, сказал им: «Я боюсь, что вы не захотите привести в исполнение это дело и тогда я один должен буду искупать этот великий грех». Тогда все они ответили ему и сказали: «Мы все поклянёмся клятвою и обяжемся друг другу заклятиями не оставлять этого намерения, но привести его в исполнение». Тогда поклялись все они вместе и обязались в этом все друг другу заклятиями: было же их всего двести. И они спустились на Аpдис, который есть вершина горы Еpмон; и они назвали её горою Еpмон, потому что поклялись на ней и изрекли друг другу заклятия… И они взяли себе жён, и каждый выбрал для себя одну; и они начали входить к ним и смешиваться с ними, и научили их волшебству и заклятиям, и открыли им срезывания корней и деревьев. Они зачали и родили великих исполинов, рост которых был в три тысячи локтей. Они поели всё приобретение людей, так что люди уже не могли прокармливать их. Тогда исполины обратились против самих людей, чтобы пожирать их. И они стали согрешать по отношению к птицам и зверям, и тому, что движется, и рыбам, и стали пожирать друг с другом их мясо и пить из него кровь. Тогда сетовала земля на нечестивых. И Азазел научил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири, и научил их видеть, что было позади них, и научил их искусствам: запястьям, и предметам украшения, и употреблению белил и румян, и украшению бровей, и украшению дpагоценнейших и превосходнейших камней, и всяких цветных материй и металлов земли. И явилось великое нечестие и много непотребств, и люди согрешали, и все пути их развратились. Амезаpак научил всяким заклинаниям и срезыванию корней, Аpмаpос — расторжению заклятий, Баpакал — наблюдению над звёздами, Кокабел — знамениям; и Темел наyчил наблюдению над звёздами…»

Если коротко, то история такова: 200 ангелов сошли на Землю и смешались с женщинами у них родились исполины, грехопадения на этом не закончилось, смешение произошло и с животными. Таким образом произошли генные изменения в человеческой и животной природе.

Взять и навесить ярлык «миф» на Книгу Еноха сложновато. Упоминается она у апостола Петра, апостол Иуда в своём послании и вовсе приводит цитату из Книги, цитату эту сверили с найденным текстом и никаких расхождений не обнаружили. Об исполинах в Ветхом Завете говорится 36 раз (битва Давида и Голиафа как раз про это). Получается, что то, о чём говорит Книга Еноха, встречается и в Ветхом, и в Новом Завете, и сама Книга не осуждена соборным разумом Церкви как еретическая.

Если согласиться с тем, что ангелы сошли на Землю и много чему научили человека, а от их союза с родом человеческим произошли великаны и прочая нечисть (кстати, в Книге Еноха говорится, что исполины после смерти (т.е. их души) будут на Земле называться злыми духами) то многое встаёт на свои места: запросто можно постичь истоки не только древнегреческой, но и вообще всей мировой мифологии, разрешить тайны строительства египетских и прочих пирамид, в добавок становятся понятными причины, которые побудили уничтожить человечество Потопом, а уже позднее - почему в древности Богом водимый иудейский народ побуждался уничтожать целые народы, включая женщин и детей. Уже не будет казаться, что описанный в житие Антония Великого эпизод встречи святого с кентавром и сатиром в египетской пустыни, какая-то нелепая оплошность составителя.

Блаженный Августин говорит, что поскольку Книга Еноха цитируется в Послании Иуды, она боговдохновенна, при этом отмечает, что причиной, по которой её не включили в канон, служит её крайняя древность, вследствие чего «считали нужным относиться к ней с недоверием, чтобы не принять ложного за истинное». Хотя чуть раньше святые отцы именно ангельскую версию считали истинной. Святой Климент Александрийский, например, писал: «некоторые из высокопоставленных ангелов, прельстившись женской красотой, открыли своим [возлюбленным] известное только им тайное высшее знание…» В этом не сомневался богослов святой мученик Иустин Философ. «И во дни Ноя Он справедливо наслал потоп для уничтожения самого бесчестного рода людей, тогда существовавшего, который не мог приносить плоды Божьи, так как согрешившие ангелы смешались с ними» - писал святой Ириней Лионский. Широко известный историк Иосиф Флавий, живший в I веке, сообщает: «Много ангелов вступило в связь с женщинами, и от этого произошло поколение людей надменных, полагавшихся на свою физическую силу и потому презиравших все хорошее».

Тут ещё бы пару слов сказать о самом праведнике: ветхозаветный патриарх Енох, прадед Ноя, в «Апостольских посланиях» относится к числу тех, через кого Бог призывает к покаянию, он стал первым человеком, который не вкусил смерти и был взят на Небо, именно он вместе пророком Илией в последние дни сойдёт на Землю и будет обличать ложь антихриста.

Безусловно, отдельными мнениями, высказываниями и даже цитатами из Священного Писания смешение ангелов с людьми, появление исполинов и гибридов, возможно, и не докажешь, вообще всю историю запросто можно было бы вписать в разряд древних мифов и забыть, если бы кости огромных великанов, а также странных существ не обнаруживались по всему миру. Не так давно, например, в Ставропольском крае при раскопках кургана обнаружили скелет «человекобарана». Эту информацию пытаются скрывать, но её всё равно много. Подробно про это рассказывается в первой части фильма Галины Царевой «Заговор против Бога».

Мне кажется, если ко всему вышесказанному отнестись как должно, без предубеждений, то к «дивным людям» Александра Македонского можно относиться вполне серьёзно. А в вопросе того, кто такие «сыны Божии», скорее соглашаться на ангелов, либо уподобляться Льву Толстому и, взяв карандашик, подчёркивать в Библии то, что нравится, и вычёркивать, что не по душе.