В Греции всё есть

Оказавшись в декабре на греческом острове Корфу, где почивают мощи свт. Спиридона, нельзя не порадоваться за греков, которые на фоне глобальной апостасии искренне продолжают чтить христианские традиции. Например, в день памяти святителя на острове за исключением отдельных ресторанчиков и иконных лавок ничего не работает, по улицам старого города маршируют оркестры и разгуливают византийские и прочие хоры, люди поздравляют друг друга с праздником, масштаб гуляний сравним разве что с торжествами нашего раздутого в недрах советского атеизма Нового года. При этом, естественно, в этот день всеобщий выходной не во всей Греции, а только на Корфу, поскольку святитель является покровителем острова. Наблюдая, как местные греки чтут своего святого, в голове невольно возник вопрос: а все ли коренные москвичи, знают, кто является небесным покровителем нашей столицы?

Вслед за этим приходят не менее масштабные рождественские гуляния, затем на Крещение у одного из причалов будет толпиться не одна сотня полуголых молодых греков, которые самоотверженно бросятся в море, когда митрополит, совершив преждевременно всё должное, сопровождаемое гудками кораблей и церковными песнопениями, бросит в море крест, который достанет со дна морского герой дня. Всё это, конечно, здорово, но всему хорошему должно быть и своё время. Ну не сходит благодатный огонь на католическую Пасху, какие бы галантные па не выделывали кардиналы и прочие ватиканские служители. Так и греки отмечают Рождество, а Господь ещё «не родился», ныряют на глубину морскую в Крещение, а воде во всей своей полноте суждено быть освященной лишь через две недели. В вопросе календарном греческая церковь, увы, прогнулась: приняла григорианский календарь, отмечает теперь праздники не со строгими приверженцами неизменности не на пустом месте родившихся православных традиций, а вместе с просвещенной Европой.

Пока одним христианам велено поститься, другие - гуляют на святках. Разговляться пару раз по одному и тому же поводу, конечно, в русских традициях, но всё же, будучи в Греции, ощущается, как различия в календаре вносят разобщённость в православный мир.

Вообще, история перехода православных государств, будь то в гражданских или богослужебных целях, на григорианский календарь очень примечательна. За редкими исключениями происходило это либо под водительством революционных деятелей, либо когда у руля стояла династия иноверцев. Так, в Греции григорианский календарь в гражданских целях был введен под давлением революционной власти в сложное время греко-турецких войн, когда помимо прочего на страну давили западные союзники, на Константинопольской кафедре восседал патриарх Мелетий, которого называли реформатором и модернистом, а на королевском престоле – представитель иноверной европейской династии. Фактически, можно сказать, что в период введения григорианского календаря Греция находилась в худших условиях, нежели в 1453 году, когда оставшийся от Византии Константинополь осадили турки, а Европа условием предоставления военной помощи ставила вопрос принятия папской унии. Вслед за гражданским календарём греки в 1924 поменяли и церковный. Решение о необходимости убрать различия между гражданским и церковным календарями было принято на так  называемом «Всеправославном Совещании» под предводительством уже упомянутого Константинопольского патриарха Мелетия. Русская православная церковь, как и ряд других в совещании не участвовали, святитель Тихон патриарх Московский и всея Руси тогда отрицательно высказался об этом «Совещании», а бывший митр. Киевский Антоний (Храповицкий) именовал это заседание не иначе, как делом рук масонства и папизма, добавляя к тому следующее: «Ясно, в Константинопольскую Патриархию вошла еретическая шайка, во главе с Мелетием: мудрено ли? Ведь Македоний, Несторий, Пирр, Сергий, Павел и Пётр были патриархи и еретики, даже ересиархи».

Как бы там ни было русская, сербская, грузинская, польская, иерусалимская православные церкви вместе с Афоном и старостильниками Греции от правильного календаря не отошли.

Не удивительно, что в нашей стране для целей гражданских григорианский календарь был введен Лениным. Недавно, просматривая новости на одном из информационных сайтов, случайно наткнулся на статью Захара Прилепина. Очень в общих чертах знал лишь о его патриотических взглядах, но творчеством и политическими воззрениями никогда не интересовался, но тут название зацепило. Читая о том, какой молодец товарищ Ленин, разве что и можно поражаться ограниченности атеистического взгляда на историю. Ленину, конечно, нужно отдать должное: с определенного периода противодействовал он масонам, но, как ни крути, был богоборцем... Этот вопрос, кстати, в статье не обошли. Так мягко сказано, что для Ленина Бог просто был не на первом месте, а на десятом. Вот как! Хочется всему нашему Отечеству на новый и все последующие годы пожелать никогда таких правителей, у которых Бог на десятом месте, не иметь.

Завершая греческую тему, поделюсь, как на днях на том же острове зашел в новенький в традиционном византийском стиле храм на территории, относящейся к администрации местной митрополии. Иконостас храма там венчает красивый деревянный крест, поддерживаемый двумя драконами. Отличная иллюстрация того, что говорил наш современник почитаемый сербский старец Фаддей Витовницкий:

«Зло всеми способами стремится овладеть людьми. Такого страшного времени еще не было, не считая Второй мировой войны, но наше время страшнее в отношение мысли. Во всем мире ощущается огромное давление. Мы, православные, находимся под особой угрозой, так как зло нацелено, прежде всего, на нас…

Масоны присутствуют везде. Они имеют своих людей в правительстве всех государств, в других важных местах, и даже в церкви. В католической церкви каждый епископ вынужден стать масоном. Этим охвачено и православие, особенно греческая церковь, да и в нашей сербской церкви есть епископы масоны».

Интересно, а как у нас с этим делом? Вроде, и не хочется, но припоминается, как наравне с греками и отдельные наши ратовали за поголовную вакцинацию.