Святые старцы Святой Горы

Перед Рождеством посчастливилось несколько дней провести на Святой Горе Афон, в греческом монастыре Святого Павла, куда, когда то удаётся, езжу с 2016 года. Игумену монастыря архимандриту Парфению 93 года, уже около 70 лет подвизается он на Святой Горе, а игуменом является около 50. Это один из наиболее почитаемых духовников Греции. Сколько-то лет назад, когда столкнулся со сложными жизненными обстоятельствами, я неоднократно бывал у него и брал благословения. По его молитвам всё разрешалось и впоследствии складывалось благополучно, так что в этот раз шёл снова не просто просить святых молитв, но и с вопросами. Со слов местной братии знаю, что старцу неоднократно являлась сама Пресвятая Богородица. Один раз это случилась тогда, когда Парфений в 70-е годы по отшествии на покой игумена монастыря братией был избран новым игуменом обители. Он наотрез отказался и даже уехал с Афона в Салоники, но там ему явилась Богородица и сообщила, что игуменство – это его крест и повелела возвращаться обратно.

В этот раз в монастыре познакомился с одним набожным греком, хорошо говорившем по-английски. Он тоже очень хотел попасть к старцу и между прочим рассказал мне, что Парфений окончил только начальную школу и, когда что-либо говорит, можно заметить, что он человек без образования, при этом все его слова пронизаны простотой и невероятной мудростью…

Около 20 лет назад хорошо знакомый мне отец Никандр решил из России перебраться на Афон, его приятель, тогда уже подвизавшийся на Святой Горе, повёл его к старцу, который сообщил, что самый святой игумен Афона – это игумен Парфений, в его монастыре отец Никандр по сей день и подвизается.

А грек, с которым я познакомился, рассказал ещё, как он тоже около 20 лет назад оказался первый раз на Святой Горе. Помещаю дословно: «Мы поехали с моим приятелем. Он такой горделивый был, со всеми спорил, за ним всегда должно было оставаться последнее слово. Мы приехали, попросили возможность с кем-то духовным пообщаться. Нам дали пакет и отправили в отдельно стоявшую келию, сказав, чтобы мы передали пакет и как раз будет возможность пообщаться. Когда мы подошли к келии и постучались, оттуда выскочил взъерошенный старик, схватил пакет и грубо затолкал нас внутрь. Я тогда не догадывался, что приятель мой глубоко у себя внутри склонялся к мысли, что Бога нет. Так вот этот старик посмотрел на него и говорит: «Ты что думаешь я дурак что-ли? Я на Святой Горе уже 80 лет. Это что же получается, если Бога нет, а? Всё зря, да? Ты брось эти мысли… Бог есть!» Мой приятель весь побледнел и молчал. Так он ему ещё какое-то время что-то говорил, потом неожиданно поворачивается ко мне и как бы между делом говорит: «Чего ты с этой девчонкой связался? Ничего хорошего у вас не выйдет. Бог тебе другую девушку скоро пошлёт». После этих слов я тоже молчал, но из моих глаз потекли слёзы, я, ведь, уже планировал жениться. Старец снова повернулся и также в грубоватой форме продолжал увещевать моего приятеля в том, что Бог, действительно, существует. Потом в этот же день нас отправили к другому старцу. Тот был полной противоположностью, он ласково нас принял. Моему приятелю прямо сразу и говорит: «Зачем ты попускаешь эти мысли в свою голову? Поверь… Бог есть…» Старец общался с ним, а потом обратился ко мне: «Ты не торопись, не твоя это пара, у тебя другая будет избранница…» У меня снова потекли слёзы, а друг мой за весь тот день не проронил ни слова.»

Первый старец из рассказа грека уже почил, а вот второй был как раз тем самым, который рассказал отцу Никандру про Парфения. Это хорошо известный и в России старец Гавриил (на фото). Ему уже почти 90 лет, в эту поездку я оказался у него первый раз. Старец дал мне кое-какие материалы и благословил принять участие в их распространении, так что следующие публикации - как раз то самое.