Константинополь наш

Если кто-то намеревался усыпить нашу бдительность, вполне получилось: сегодня при слове «пророчество» на лице многих, будь на них модный галстук, нитка благородного жемчуга, мужицкие сапоги или даже длинная чёрная ряса, появится ироническая ухмылка. А всё дело в том, что под видом Божественных откровений подсовывают нам всякий суррогат в виде Нострадамуса, Мессинга, Ванги, астрологов и прочих шарлатанов. Откуда те черпают информацию, прекрасно изложено в труде святителя Игнатия Брянчанинова «Слово о чувственном и о духовном видении духов».

Будущее известно одному Богу, но по милости своей нам в назидание отрывает Он грядущее отдельным своим служителям за их святую жизнь, пламенную веру и любовь к ближним. Видим мы это на страницах Библии, видим и в позднейших откровениях, но исключительно христианским святым! Источник истинных пророчеств — Господь, и когда нам говорят, что Он может изменить пророчество, нужно, прежде всего, понимать, что события будущего могут относится либо к категории промыслительных, то есть изменяемых в результате действий человека (отличная иллюстрация — отмена приговора ветхозаветным ниневитянам за их покаяние), либо же — непреложных. Последние именуются судьбами Божиими и от произволений, и дел человека уже не зависят.

Об одном из таких событий (страшная война на территории Турции, где Россия станет основным участником) пророчествовали на протяжении более чем полутора тысяч лет. При этом по ряду прямых и косвенных признаков можно предположить, что события те не просто не за горами, а «близко, при дверях». Предупреждают нас о том и современные старцы.

При осмыслении, конечно, важно не уклониться в сторону, отчего в полной мере сверяюсь с тем, что писал отошедший в мир иной в 2009 году ученик преподобного Иосифа Исихаста, известнейший афонский подвижник и старец Иосиф Ватопедский.

Гробница Константина Великого

На гробнице императора равноапостольного Константина Великого (†337) был начерчен текст, который по своей загадочности долгое время никак не комментировался. В VIII веке вот в таком виде его публиковал Константинопольский патриарх Григорий Схоларий:

«В первом году индикта держава Исмаила, который именуется Магомет, победит род Палеологов, овладеет Семихолмием, будет господствовать в нем, множество народа погубит и опустошит острова до Понта Эвксинского. В восьмом году индикта разорит живущих по берегам Истра, Пелопоннес подвергнет запустению, в девятом – в северных землях станет воевать, в десятом – далматинцев победит, на время вспять обратится, [но затем] против далматинцев [вновь] великую брань воздвигнет, но те частичное поражение ему нанесут. И многочисленные, как листва, [бойцы] западным [народам] последуют, войну на суше и море начнут и Исмаила победят. Потомство же его будет править краткое время. Светловолосый род с помощниками его вконец Исмаила победят и Семихолмие с особыми преимуществами [в нем] получат. Тогда начнется жестокая междоусобная брань, [длящаяся] до пятого часа. И прозвучит троекратный глас; «Остановитесь, остановитесь со страхом! И, поспешив на десную страну, обретете там мужа, воистину дивного и крепкого. Сей будет вашим властителем, ибо он любезен Мне, и вы, приняв его, исполните волю Мою».

Почти всё из этого древнего пророчества уже сбылось. Так, турки овладели Константинополем, расширили своё господство на запад, впоследствии христиане победили в Венской битве и турков стали изгонять из Европы, уже в начале XX века по итогам балканских войн территория Османской империи сократилась до размеров современной Турции. Недолгое правление потомства Исмаила, по мнению Иосифа Ватопедского – кратковременное усиление Турции при Ататюрке, что чётко соответствует хронологии изложения этого откровения.

Уже большая часть пророчества - исторические факты. Стоит ли сомневаться в событиях, ещё не наступивших? Итак, некий «светловолосый род» турков «вконец» победит, причём сделает это легко, и возьмёт Константинополь (Стамбул). Но затем последует жестокая битва, в которой примут участие другие страны. Эта битва будет остановлена сверхъестественно, вмешательством с неба. Тогда же Господь укажет, где обрести Своего избранника, царя, который с Божией помощью установит прочный мир.

Кутлумуш

В афонском монастыре Кутлумуш был найден пророческий текст, датируемый XI веком, в нём содержится 24 предсказания, половина уже сбылась. Остальное - как раз относится к нашей теме:

  • Победа православных и избиение агарян;
  • Всемирное замешательство;
  • Повсеместное отчаяние на земле;
  • Борьба семи держав за Константинополь. Тридневное взаимоистребление. Победа сильнейшей державы над шестью остальными;
  • Союз шести держав против победительницы; новое тридневное взаимоистребление;
  • Прекращение вражды Божиим вмешательством в лице Ангела и передача Константинополя эллинам;
  • Обращение латинян к неповрежденной православной вере;
  • Распространение православной веры от востока до запада;
  • Ужас и трепет, внушаемые ею варварам;
  • Отрешение папы от духовной власти и поставление единого Патриарха для всего европейского мира;
  • На пятьдесят пятый год – окончание скорбей. В седьмое [лето] нет окаянного, нет изгнанника, ибо он вернулся в объятия Матери [о чадах своих веселящейся]. Сие да будет, сие да совершится. Аминь. Аминь. Аминь. "Аз есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» (Откр.1:10). Конец – единое истинно православной веры стадо. Раб Христа, истинного Бога.

Таким образом, второе откровение согласуется с первым и, в частности, дополнительно сообщает о двух «тридневных взаимоистреблениях» и противостоянии сильнейшей державы против союза прочих государств. В своё время мой духовник, наместник московского Заиконоспасского монастыря, известный старец архимандрит Пётр (Афанасьев) рассказывал мне, какие конкретно государства нападут на Россию и какие будут им содействовать. Фактически, это блок НАТО.

Св. Андрей Юродивый

Святой Андрей Юродивый (†936) одному из своих учеников на вопрос о будущем Константинополя, подробно рассказывает о бывшем ему откровении. Привожу отрывки:

«Град сей, которому назначено господствовать над многими народами, будет необорим для иноплеменников... Но идет молва, что он откроет внутренний доступ к себе роду агарянскому и тот великое множество народа мечом убьет.

Я же говорю, что явится и светловолосый род... В последние же дни восставит Господь Бог царя из нищеты, и тот вступит [во град] с правдой великой. И обратит [царь] лицо свое на восток и смирит сынов Агари, ибо прогневается на них Господь наш Иисус Христос за беззаконие содомское, которое они творят. Из них многие примут Святое Крещение и у благочестивого царя того в почете окажутся, прочих же он истребит, огнем сожжет и [всякой иной] насильственной смерти предаст…

И наложит [царь] десницу свою на окрестные народы, и покорит светловолосый род, и ненавистников своих победит. И царство удержит в течение тридцати двух лет, подати же и дары двенадцать лет взиматься не будут. Восстановит разоренные сокровищницы и храмы святые отстроит. Не будет в те дни ни тяжб, ни неправедного с беззаконником, ибо устрашится лица [царского] вся земля, и всех сынов человеческих понудит он из страха пред ним быть целомудренными, и среди вельмож своих всякого законопреступника истребит... Тогда настанут радость и веселье, и множество благ от земли и моря произыдет. И будет, как было во дни Ноевы... Когда же минет владычество его, придет начало зол…»

Итак, тут снова говорится о благочестивом правителе, который победит врагов, положит конец всемирной смуте и повсеместно прекратит беззакония. Период его правления называют «последним золотым веком».

Мефодий Патарский и святитель Тарасий

По поводу авторства первого пророчества есть некоторые споры, что никак не умаляет его содержательной части, привожу отрывками:

«И светловолосый род будет владеть Семихолмием пять-шесть [месяцев]… Тогда возмутятся народы, обитающие на южной стране, и восстанет Филипп Великий с восемнадцатью племенами, и стекутся к Семихолмию, и начнут битву, какой еще не было… и кровь людская потечет рекой, так что и глубь морская замутится от крови... Тогда станут кони и послышится глас с небес: «Остановитесь! Остановитесь! Мир вам! Довольно отмщения неверным и непотребным! Изыдите на десную страну Семихолмия, и обретете там мужа, стоящего близ двух столпов в смирении великом, световидного и праведного, терпящего великую нищету, сурового обличьем, но духом кроткого». И возвестится повеление от Ангела: «Поставьте его царем и вложите меч в десницу его со словами: «Мужайся, Иоанне! Укрепись и побеждай супостатов своих». И, приняв меч от Ангела, поразит исмаильтян, эфиопов и всякий род неверный. Разделены будут при нем исмаильтяне на три части, и часть первую мечом убьет, часть вторую окрестит, часть третью, что на Востоке, силою покорит. И по возвращении его отверзутся сокровищницы земные, и обогатятся все, и не будет у них нищего, и земля даст плод свой сторицей… И царствования его будет лет тридцать пять.»

Таким образом, «светловолосый род», как уже знаем, легко захватит Константинополь и будет владеть им 5-6 месяцев, пока другие державы будут готовиться к войне, масштабов которой в истории ещё не было. Именно в Константинополе и вокруг него произойдёт страшное человекоистребление.

В дополнение приведём пророчество святителя Тарасия патриарха Константинопольского: «Воздвигнется междоусобная брань, и погибнет весь род неверный. И восстанет тогда святой царь, в имени которого [буква] Ι – начальная, а Σ – конечная».

Итак, опять же откровение сообщает о войне и появлении избранника Божия, царя Иоанна.

Лев Мудрый

Византийский император Лев VI Мудрый (†912) оставил нам нижеследующий пророческий текст, в отличие многих древних откровений он практически лишен таинственной образности, отчего, учитывая ранее опубликованное, комментариев особо не требует.

«О многоглаголемом царе, обитающем на окраине Византии [Константинополя], убогом и [бого]избранном, знаменитом и безвестном. Истинный царь... изгнанный людьми из своего жилища... объявится при конце [владычества] исмаильтян... в третий час...

Подобает ему открыться в сиянии света и [иных] знамениях. Сей будет призван от Ангела, имеющего образ человека-евнуха в белых ризах, который возглаголет в ухо ему, объятому сном: «Восстани, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Ср. Еф. 5, 14). Ибо Он призывает тебя пасти народ великий». И в другой раз речет: «Изыди, сокровенный, и не таись, ибо многие тебя ищут». А на третий раз вручит ему скрижали каменные с начертанием двух законов, из коих первый – «Отомсти [врагам] и дай народу все потребное», второй – «Истреби нечестие, покарай огнем творящих дела содомские. Сверх сего, иереев порочных из храма изгони, а достойных вновь на служение Богу поставь». Царь тот имеет особые знаки. На ногте правой ноги у него светлое пятно, а на обеих лопатках пурпуровидное начертание креста... имя же царя сего сокровенно в народах. И возложит Господь на главу ему руку Свою.

В те дни люди будут претерпевать великую тесноту, и преклонят лица долу, и посыплют прахом главу, и возопиют ко Господу Богу неба и земли. Тогда услышит Господь молитву их, и обратит слух Свой к населяющим землю, и пошлет Архангела Своего в человеческом образе, и тот водворится на островах. И обретет святого Божия, дотоле невидимого и незнаемого. Потаенный и для всех безвестный, ведомый лишь Господу и себе самому, будет он из удела княжеского и от рода царского... свят Богу. Сего откроет и помажет в конце дней Сам Бог...

Откроет же так. Три дня и три ночи будет являться вверху града звезда, и не из числа планет, но подобная являющейся на Рождество Спасово. И три дня будет звучать глас вестника, призывающий чаемого [царя] открыться. Тогда все, дивясь виду и громоподобному кличу вестника, в исступлении и страхе рекут в ответ, что сей искомый им неизвестен. Но вслед за тем, как, воззрев на небо, возопят «Господи, помилуй!» и, пав ниц, со слезами скорби посыплют прахом главу, услышит Бог, призрит на них милостивым оком и ради оставшихся избранников Своих явит провозвещенного.

Откроется взору всех солнечная твердь в облаках, величиной подобная молотильному кругу на шесть волов, и снидет оттуда пурпуровидный крест, а на левей стороне его явится дуга, данная праотцам нашим в знамение завета. И указуя всеми чаемого избранника, прострется дуга сия чрез южный предел небесного круга, и нижний край ее будет над местом, где обретается хижина истинного царя. Тогда народ, воздав славу Богу, устремится со светильниками и оливковыми ветвями к месту, означенному краем дуги, и, приняв с великой честью престарелого отпрыска царственного рода, пожелает хотя бы хитростью ввести его в великий Сион... И вестник во всеуслышание, но не являя себя, возгласит с небес: «Угоден ли вам сей?». Люди же, бия себя в грудь и воздевая руки к небу, с плачем и стенанием рекут: «Ей, воистину угоден, Господи, ибо Ты даровал его нам!». И поклонившись царю, введут его в великий Сион. И когда тот помолится, отверзутся запечатанные врата... Все окрест сущие соберутся с великим трепетом и, возведя его на возвышенное место, объявят царем и так среди ночи введут во дворец, сопутствуемого двумя Ангелами в облике мужей-белоризцев. Сии Ангелы в самые уши ему возглаголют, наставляя всякому делу, какое надлежит предпринять.»

Косма Этолийский

Ещё одним святым, который пророчествовал о рассматриваемых событиях, был живший в XVIII веке священномученик Косма Этолийский. Без сомнения, обладал он уникальным даром видеть грядущее, вот что около 250 лет назад он рассказывал о наших днях: «по небу будут летать птицы с металлическими носами и крыльями»;  «вы увидите, как люди будут летать по небу, словно коршуны, и посылать огонь на мир»; «придет время, когда люди будут разговаривать из одной дальней местности с другой, например, из Константинополя с Россией»; «один будет видеть, как другой говорит с ним, и, хотя они будут находиться очень далеко друг от друга, говорить они будут, словно находятся рядом»; «вы увидите, что повозка без лошадей будет мчаться быстрее зайца»; «появятся железные лошади, передвигающиеся чрезвычайно быстро».

Вот лишь некоторые пророчества священномученика о Константинополе:

  • когда покажутся в греческих водах тысячи парусников, решится участь города;
  • в городе прольется столько крови, что в ней сможет плавать трехлетний бычок;
  • после войны люди будут пробегать получасовой путь, чтобы отыскать человека и сделать его [своим] братом;
  • счастлив, кто будет жить после всеобщей войны. Он станет есть серебряной ложкой.

Преподобный Паисий Святогорец (†1994), комментируя второе из пророчеств, добавлял: «В Константинополе будет жестокая битва между русскими и европейцами. Прольется много крови».

Итак, рассмотрев шесть пророчеств, складывается вот такая картина: третья мировая война во всей своей полноте начнётся с конфликта России и Турции. Мы легко овладеем Стамбулом, но спустя несколько месяцев в войну вступят другие державы, состоятся два беспрецедентных по своим масштабам и жертвам сражения. Эту войну, которая в итоге будет остановлена повелением с неба, Господь попустит для наказания преступающих Божии законы. Католическая церковь перестанет существовать, люди повсеместно обратятся в Православие. Господь укажет угодного Ему правителя, который наведёт порядок во всех сферах жизни, около 30 лет продлится благодатное время, «последний золотой век», уже следом наступят события, описанные в последней книге Священного Писания.

Многое из рассмотренных христианских пророчеств, тянущихся единой нитью с IV века, уже в точности исполнилось, на протяжении истории их комментировали авторитеты Церкви, друг другу они не противоречат, а дополняют. Современные православные святые и старцы (прп. Паисий Святогорец, схимонах Иосиф Ватопедский, архимандрит Наум (Байбородин), архимандрит Пётр (Афанасьев) и многие другие) не только не опровергают их, а наоборот, сообщают, что события, в них описанные, очень близко. Отсюда, едва ли, стоит сомневаться в их боговдохновенности.

Грекам на понятный житейский вопрос: «когда?» - преподобный Паисий Святогорец (†1994) отвечал: «Когда услышите по телевизору разговоры о 12 морских милях, приготовьтесь!» Разговоры эти у них вовсю идут. Духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Наум (Байбородин) в книге «Кончина мира» поместил видение старца Афанасия. Там говорится, что событиям этим будут предшествовать: (1) восстание курдов в Турции, (2) установление в Турции военной диктатуры (падение режима Эрдогана), (3) решение Турции напасть на Грецию, (4) нападение США и Израиля на Иран.